Форум для общения и отдыха - форум Кубани (Краснодарский край)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Run for Your Life (глава из романа)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

#p12087,Антон Берг написал(а):

До войны оставался ровно месяц.

      Сентябрь был в разгаре – жаркие дни, прохладные ночи, чистейший голубой небосклон, заманчиво белеющая сахарная двойная голова Эльбруса из окна на новой, уже гражданской работе. Пойти что ли туда в поход – третий за этот сезон... нет, опять заныло слева в груди. Прежде он почти никогда не жаловался на сердце, однако вот уже неделю по несколько раз в день нет-нет, да и заболит там что-то неострой, тягучей сдавленностью. Потрешь, помассируешь – вроде и прошло, а через несколько часов – опять. Идти к врачам он не хотел – после диагноза ”подкапсульный разрыв печени”, поставленного в московском травмопункте восемь лет назад (следствие горнолыжной травмы) и прошедшего само собой через шесть часов сидения в приемном отделении Первой Градской, доверие к эскулапам было основательно подорвано.
      - Давай мы тебе кардиограмму сделаем, – предложила неулыбчивая начальница отдела медстатистики городской больницы, где он в данный момент ремонтировал базу данных, - У нас классный специалист есть, дед - все насквозь видит, опыт колоссальнейший.
      - Не, не надо, - вяло отмахнулся он, - Пройдет, само... и тут же снова потянулся к сердцу.
      Врач (не такой уж и старый, низенький мужчинка, с аккуратной бородкой) уложил на кушетку и лично нацепил несколько датчиков ему на грудь, левую ногу и запястья рук, предварительно смазав их какой-то жидкостью. ”Не спирт” – машинально отметил он. Застрекотал прибор, поползла узкая бумажная лента. ”Дед” глянул на ленту, хмыкнул, запустил прибор еще раз. Посмотрев на ленту, запустил снова.
      - Молодой человек, одевайтесь. Мда... вот это, - врач указал на цепочку горных вершин, красиво выписанных на ленте красным карандашом прибора, - это у вас хроническое (тут последовало мудреное название чего-то, хоть вроде и по-русски, но непонятное), а вот это... Это приобретенное, месяц - полтора максимум назад. Ложитесь к нам, обследуем, полечим, недельки две заодно отдохнёте...
      - Хорошо, я только схожу домой, мыло-пасту-щетку возьму, - он уже твердо решил ни в какие авантюры с докторами не ввязываться.
      - Ждем-с, ждем-с...
      Значит, вот как аукнулось недавнее ”путешествие на войну” – какой-то сердечной хренью.
      Собственно, о том, что это путешествие выйдет именно таким, никто тогда не думал. Да и часть группы из мариупольских и ростовских хлопцев отпала уже в Дамхурце совсем по другой причине – выпендрились их жёны. Остались только Марина, он и дети - чисто семейный отдых по простой схеме ”горы - море”. Пожалуй, можно себе позволить после горного приключения месячной давности.
      Первый звоночек прозвенел в виде черкеса на лошади, догнавшего их перед перевалом. К седлу была приторочена охапка ружей – охотничьих и не очень. ”Враги напали на наших друзей” – произнес джигит после традиционного обмена приветствиями, - надо помогать.
      Черкес уехал дальше. Марина забеспокоилась: ”Как это – напали, кто, что там? - Да ладно тебе, это у них каждый год разборки местного масштаба”, - успокоил её он. Дети молчали – слово ”война” не было сказано, так чего ж бояться? Еда, вроде, есть.
      От Авадхары почему-то никто не ехал. Отдыхающих тоже не было, несмотря на прекрасную погоду и вполне курортное время – середина августа. Значит, надо идти пешком. Он остановился возле ручья у дороги. Рядом лежал большой камень. Мгновение подумав, он не удержался и приподнял его, удовлетворенно хмыкнув. До Рицы, хотя и семнадцать километров, зато вниз по асфальту, может, кто на машине догонит. Через час сзади раздался шум мотора грузовика.
      - Смотри, это тот же, кто нас год назад из Псху вытащил! - он радовался, как дитя. – Сейчас поедем с ветерком!
      Старенький ЗИЛ пронесся мимо, не реагируя на поднятую руку. Водитель был точно тот же – он еще год назад запомнил его необычно голубые глаза. Вот только что–то не так с самой машиной... ага, борта лишние надставные убрали и номер на заднем борту затерли. Странные люди, ведь жестянка с обычным номером осталась.
      Следующая попутка оказалась носатым автобусом КАвЗ в котором местный житель вывозил вниз свою семью. От них и поступили первые сведения о ВОЙНЕ: вертолет грузинских ВВС обстрелял пляж в Сухуми, десант высадился в Леселидзе, отряды то ли Национальной Гвардии, то ли “Мхедриони” стоят в Пицунде и в Гантиади, что в Гагре – никто не знает.
      - Давай обратно через горы домой! – Марина, как мать, решила позаботиться о детях.
      - Не, еды у нас – только заварка чая и банка ивасей. Да и подъем с юга грязный и тяжелый, дня два надо... лучше доедем до Гагры, а там пробьемся в Адлер, - он явно не хотел верить в реальность угрозы.
      Водитель обещал гарантированно довезти до Бзыби – видимо, он действительно был в курсе быстро меняющейся обстановки. Ниже Рицы автобус обступили какие–то бородатые люди с оружием и долго громко разговаривали с водителем, правда, не заходя в автобус. Дыхнуло холодом – то ли Юпшара вспенилась, то ли дошло осознание опасности. Но вот бородачи расступились, и автобус вновь покатился вниз.
      - Все, Бзыбь. – водитель распахнул дверь. – По пятьдесят рублей, я вас довез, дальше пешком.
      - Не проблема, держи двести, - он уже немного нервничал, высаживаясь сам и принимая вещи своей семьи на обочину. – А что, до Гагры никак?
      - Доберетесь сами, вас никто не тронет, туристы, - ответствовал водитель. И, уже уезжая, добавил: - Учтите, дорога простреливается.
      Значит, спасение, как всегда, в скорости, подумал он. Рядом нарисовался попутчик из какого-то украинского города (его взяли на Рице):
      - Ну что, пойдем?
      - Побежим, - ответил он попутчику, – Мы же здесь уже не туристы, а беженцы.
      И они побежали. Это можно было бы назвать спортивной ходьбой, если забыть про удушающий влажный субтропический климат и рюкзаки за спинами. После пицундского поворота попутчик куда-то пропал – то ли отстал, то ли свернул. Но свои держались плотной группой. Последним бежал младший.
      Редкие отдельные дворы показались то справа, то слева по ходу. Перед каждым двором сидели мужчины и держали на коленях оружие – кто маузер, кто охотничью двустволку, кто старую винтовку. Зеленые гроздья винограда заманчиво свисали вдоль заборов.
      - Па, давай воды попьем, - подал голос малой.
      - Где ж тебе ее взять?
      - Давай попросим...
      О том, что в походе можно получать воду из колонки во дворе чужого дома, он никогда не задумывался. Однако, первые же охранники своих домов радушно проводили их во двор, напоили водой, дали винограда. Страна Души... и зачем ей война?
      Мимо пронесся УАЗик со стволом автомата Калашникова, высунутым в окно вверх и с абхазскими номерами. Их ввели сами абхазы год назад, видимо, в пику Тбилиси. Интересный способ заявить о своей самостийности – завести серии номеров для машин.
      УАЗик между тем свернул во двор и выехал оттуда уже с другими номерами и с тем же дулом. Дела...
      Вот она, Гагра, развязка: одна дорога идет в объезд города, через пару тоннелей, другая, прямо в центр, перегорожена грудой бетонных блоков. По обеим сторонам дороги стоят вооруженные люди в обычной одежде. Еще не было в повседневном обиходе слова ”блокпост”, но он уже был. Перед бетоном стояла необычная легковая машина красного цвета, а ее хозяин стоял лицом к забору из сетки - рабицы, подняв вверх руки и расставив ноги. Один из стражников держал его на прицеле охотничьего ружья, другой шарил в багажнике. ”Тойота” – не с первого раза прочитал он незнакомую надпись на машине. Грохнул выстрел.
      - Марина, детей сюда! Если будут стрелять, валимся под забор! – мысли обгоняли слова. С другой стороны дороги, поддерживая инициативу, ответили автоматной очередью в воздух – это он видел краем глаза. – Малой где?!
      - Не вижу!
      - ИСКАТЬ!!!
      Вроде и не сильно растянулись, но малой отстал. Он был еще далеко от блокпоста, когда там происходил передел собственности, и больше всего его занимали рассыпанные на дороге детские игрушки. Мелочь, но вот они – и ничьи. А чуть дальше – свежие желто-зеленые автоматные гильзы, много гильз. За все предыдущие походы ему всегда не везло с поиском следов войны – то брат, то другие более удачливые дети всегда находили вблизи перевалов или памятников старые гильзы, куски военного металла – а он опаздывал. И вот она, справедливость!
      Не успел новоявленный последователь Гавроша набить гильзами карманы своего рюкзака, как его настиг старший брат и повалил под забор, улегшись рядом: ”Хрена ты отстаешь!!!”
      Стрельба прекратилась. Стараясь не смотреть на Тойоту и ее хозяина, группа прежним темпом продолжила движение к вокзалу города – курорта Гагра.

© Copyright: Антон Берг, 2012

0

2

Дополню автора, ибо был там же и в то же время.

Вокзал Гагры был полон желающих уехать, но не работала ни одна касса, носильщики сбежали, бросив свои тележки, информации о поездах не было никакой. Жужжащая толпа питалась слухами и массово перемещалась в соответствии с ними. Вдруг прошел слух, что сейчас из Адлера вернется тепловоз, который утром отвез несколько вагонов. И надо быть наготове, чтоб сесть в те вагоны, которые он прицепит.

С другой стороны вокзала на площадь подходили автобусы и привозили новых отдыхающих из Краснодарского края. Все автобусы шли дальше – в Сухуми, Пицунду, куда-то еще. Люди высаживались и натурально охуевали от ситуации. Их привезли на войну. На чужую войну – и это предполагалось считать отдыхом. На той же площади местные продавали фрукты, мед, орехи, вино – все, как обычно.

Тепловоз приехал. Машинист закрыл кабину и убежал подальше от людей. Все вдруг поняли, что за них никто не отвечает. Очередной автобус, идущий в Пицунду просто остановили толпой. Пассажиров (человек 6 – 8) выгнали и заполнили теми, кто был ближе к дверям. Я впервые увидел, как за минуту можно набить «Икарус». Автору, его жене и детям удалось захватить два места и посадить мальца на рюкзаки рядом  с ними.

Помню сцену расставания папы с дочкой – ее он успел втиснуть в автобус (видимо с соседями по отдыху), а самого откинули в сторону – и он остался. Общались они через форточку. Обещали найти друг друга. Тогда не было сотовых телефонов…

Автобус тронулся после угроз водителю. Развернулся и пошел в Адлер. По дороге были блок-посты каких-то воинов в белых рубашках, потом воинов в головных повязках – и тоже белых, но уже другого подчинения… Каждый пост заходил и проверял документы. Звучала то грузинская речь, то другая. И, наконец мы добрались до поста на р.Псоу – тут уже были НАШИ пограничники. Они прошмонали особо тщательно – рюкзаки были вывернуты наизнанку и потом собирались в том же переполненном автобусе.

”Адлер” – сказал водитель, остановив автобус на вокзале. ”По 100 рублей с человека” – никто не возражал. Наша четверка пересела на автобус до Сочи, куда и прибыла в 23:30. Сняли комнату и бегом на пляж – по давней традиции полагалось одним днем побывать и в горах и на море. Успели как раз к 12-и ночи.

Несколько дней оттягивались в Сочи на пляже «Маяк» рядом с морпортом. Видели мрачных беженцев, прибывающих морем, слышали про обстрелянную грузинским вертолетом «Комету». Посылали мелкого к назойливым зазывалам на экскурсии с вопросом – когда можно поехать на Рицу или к обезьянкам в Сухуми. Дистанционно наблюдали шок.

Сейчас понимаю, как жестоки мы были тогда. Но и переживаний хватило – в т.ч. на сердечные проблемы.

0